Подождите
идет загрузка

«А музы не молчали...»


Сведения о музее.


О музее

Народный музей "А музы не молчали..." Санкт-Петербургской средней школы №235 им. Д.Д. Шостаковича посвящён культуре и искусству Ленинграда периода Великой Отечественной войны. Созданный учителями и учениками школы, музей был открыт 16 марта 1968 года. Он известен всему миру своим собранием исторических документов по теме: "Искусство и война" (около 20 тысяч подлинников). Он уникален: ни один из музеев Санкт-Петербурга так полно и подробно не рассказывает о духовной жизни осаждённого города, об его огромном творческом потенциале, востребованном жителями в годы войны, о людях искусства, о трагических судьбах ленинградцев.
«А музы не молчали…» – музей интеллигенции, которая бескорыстно служила культуре. Неважно, что многие слушатели блокадных концертов не имели отношения к творческим профессиям, именно ими искусство было востребовано и для них создавалось. Среди экспонатов – музыкальные инструменты и театральные костюмы, картины и эскизы художников, агитационные и сатирические плакаты, афиши концертных программ и спектаклей, в том числе и рукописные, каталоги выставок, театральные и пригласительные билеты. Выделяются документы знаменитых композиторов: Д. Шостаковича, В. Соловьева-Седого; картины и рисунки известных художников: Б. Пророкова, С. Бойма, В. Гальбы, Б. Пильщикова, Л. Симонова; сатирические и агитационные плакаты «Окон ТАСС» и «Балтийского прожектора», редкие блокадные издания – журналы «Ленинград» и «Звезда», листовки, книги и многое другое. Надо отметить, что музей хранит более 2000 книг. В зале литературы выставлены личные вещи, рукописи и документы писателей, в частности, стол и автографы О. Берггольц, корешки ее хлебных карточек за декабрь 1941 г.; «Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранина с отзывом Гранина о музее «А музы не молчали…»: «Музею настоящей блокады - книга о настоящей блокаде», его печатная машинка и многое другое.



Мысль о создании музея, связанного с историей блокадного города, появилась у ребят не случайно. К 1968 г. в школе уже были свой театр, хор и музей «Старая Коломна», созданный старшеклассниками-победителями городского радиоконкурса «Мы – за прекрасное». В 1963-65 годах Ленинградское радио объявило среди школ города конкурс на подготовку передач, посвященных искусству. Передачи делали сами старшеклассники под руководством замечательного человека, художественного руководителя конкурса, блокадной журналистки Н.Н. Паперной. Она-то и научила ребят интересоваться историей улиц, домов и людьми, жившими там когда-то. Ольге Герасимовне Прутт, сегодняшнему руководителю музея, посчастливилось быть одной из пяти участниц этих событий. Передача учениц - «Прошлое и настоящее Октябрьского района» - рассказывала о Старой петербургской Коломне, так назывался один из старейших районов города, где тогда располагалась школа. Находилась она на проспекте Маклина - послереволюционное название аристократического Английского проспекта. Весной 1964 года участницы передачи вместе со своим руководителем, учительницей английского языка Е.С. Сидельковской, создали в школе клуб «Мы – за прекрасное» и инициировали открытие музея «Старая Коломна» на пятом этаже старинного здания школы (впоследствии выяснилось, что там в 1915г. жил Григорий Распутин). Действие музея разыгрывалось в пространстве Театральной площади, Мариинского театра, в доме Пиковой дамы, на углу улиц Гороховой и Большой Морской; на пересечении улиц Офицерской (ныне Декабристов) и патриархальной тогда реки Пряжки, где жил А. Блок; в квартирах артисток С. Преображенской и Л. Дельмас-Андреевой, и даже в тюрьме Литовского замка. Вспоминались давно-давно забытые городские события 19 и начала 20 веков. Рассказывали об архитекторах, композиторах, писателях, артистах и ученых, живших в этом районе. Героями детского музея были композитор П.И. Чайковский и физиолог П.Ф. Лесгафт, легендарная драматическая актриса Вера Федоровна Комиссаржевская и ее театр на Офицерской улице. Ожили в историческом зале музея и многие литературные герои: пушкинский Герман и графиня Голицына, старуха-процентщица и Сонечка Мармеладова и многие другие. Нужно сказать, что тогда в Ленинграде не было еще музеев Ф.М. Достоевского, А.А. Блока, А.А. Ахматовой и даже не изучали произведений этих писателей в школах. Не было в школьной программе и такого предмета, как «История и культура Санкт-Петербурга». Музей «Старая Коломна», сделанный руками самих учащихся, – простые фанерные стенды, черно-белые фотографии и плоскостной выставочный материал – ребята полюбили, проводили там экскурсии, встречи и добавляли все новые, и новые находки. Кстати, наши клубисты помогали общественности собирать подписи жителей города о передаче квартиры, где жил Блок, под музей поэта. (Что и произошло вскоре: музей был открыт в 1980 году). После переезда школы на наб. реки Пряжки, в здание бывшей школы №258, в которой уже не было роскошного старинного зала, высоких потолков и теней прошлого, музей «Старая Коломна» перенесли в небольшую дворовую пристройку, где разместился и клуб школы. Музей действовал до 1971 года, далее сохранять старые стенды не стали, победила новая идея.


После «ленинградского дела» в официальных кругах города блокаду Ленинграда не вспоминали. Она жила только в памяти самих участников событий и тех, с кем блокадники делились воспоминаниями. Лишь через 19 лет после войны, к 20-летию снятия блокады, в стране публично заговорили о Героической обороне Ленинграда. К этой дате была открыта блокадная экспозиция в музее истории города и Мемориал на Пискаревском кладбище (1964г). В последующие годы было предложено образовательным учреждениям создавать военно-исторические музеи и залы боевой славы. Вот тогда учителя и ученики нашей школы, которые дорожили своим старым музеем и не хотели прекращать изучать город, решили заняться историей блокады и создать новый музей, посвященный культуре и искусству военных лет. Известные артистки С. Преображенская, Л.А. Дельмас-Андреева, писательница О. Матюшина, композиторы Калафати, Б. Асафьев, художник А. Остроумова-Лебедева и многие другие были героями музея «Старая Коломна», но они жили и работали в блокаду! Ученики приступили к изучению истории родного города под другим углом, военным, и их жизнь наполнилась новыми смыслами. В 90-х годах, после того, как Ленинград опять стал Санкт-Петербургом, великий князь Николай Романов как-то сказал: «Мы не можем думать о Петербурге, не думая о Ленинграде и блокаде, в Европе понимают, существование сегодняшнего Петербурга стало возможным только потому, что выстоял Ленинград». Покажется невероятным, но в 60-ые гг. культура и искусство блокированного города для большинства людей были как terra incognita. Нужно было начинать с самого начала, восстанавливать списки участников фронтовых бригад, артистов театров и оркестров, членов союзов деятелей культуры блокадного города и многое другое. Школьники-собиратели с необыкновенной интересом и энергией, присущей неофитам, стали разыскивать добывать материалы для нового музея, создавать его практически «с чистого листа», получая знания и экспонаты «из первых рук». Генератором идей, вдохновителем и первым руководителем нового музея был учитель физкультуры Е.А. Линд (1933-2005), сын погибшего на войне директора ленинградского ТЮЗа. Но создание музея – это коллективное, общее дело, поэтому рядом с ним всегда была группа творческих учителей, выпускников школы, учеников и волонтеров (добровольных помощников всегда было много). Непосредственным началом поиска документов и моментом зарождения музея стал поход в Невскую Дубровку, на одно из самых опасных мест боев за Ленинград. Там ребята узнали о композиторе Викторе Томилине, погибшем 1 декабря 1941 года в сражении за Невский пятачок. Следопыты нашли его родственников, и самыми первыми экспонатами музея стали привезенная ребятами земля с Невского пятачка с осколками снарядов, взятая с разных участков плацдарма, документы и рукописи старшего лейтенанта В. Томилина, полученные из рук его жены и дочери. С тех пор появилась школьная традиция – ежегодно ездить в те места. Группа музейных энтузиастов разрасталась и стремительно действовала, разными путями находили участников блокадных событий, ездили за экспонатами и бережно, понимая, что это – драгоценность, приносили в школу. Вместе с учителями и волонтерами ребята записывали рассказы блокадников, готовили маленькие временные экспозиции собственные экскурсии. Артист Театра музыкальной комедии Анатолий Королькевич подарил школьникам свои блокадные дневники, награды и предложил музею необычное название: «А музы не молчали…». Прошли годы, и название прижилось.
16 марта 1968 года музей был открыт и получил свой паспорт. Первая экспозиция располагалась в актовом зале и была создана так же, как и старый музей, руками детей и педагогов, участвовали даже директор школы П.М. Макаров и завучи А.А. Беркович и Е.С. Сидельковская. Экскурсоводы с жаром рассказывали обо всем, что они узнали.
За первое десятилетие работы над новым музеем, к концу 70-х годов, ребята и учителя-музейщики сделали невероятное: разыскали участников танцевального ансамбля 55 армии, музыкантов первого блокадного исполнения Седьмой симфонии Шостаковича, артистов фронтовых бригад и Городского театра, музыкальной комедии и Балтфлота. Следующие поколения продолжали собирать и изучать документы композиторов, писателей, художников; артистов, детей. Всего не перечислить. Сбор документов продолжается и до наших дней.
Музей «А музы не молчали…» создавался, как детский, а оказался востребованным всеми слоями общества. Руководство района и жители города многократно поддерживали его в трудные минуты. В 1975-76 гг. во дворе школы было построено двухэтажное музейное здание, связанное со школой длинным застекленным переходом. И началась новая жизнь музея, в котором уже было 4 зала, и экспозицию создавали не учителя и ученики школы, а художники городского оформительского комбината под руководством архитектора Софьи Исааковны Дубовской. Надо особо отметить Дубовскую, которая первая осмыслила и оформила экспозицию музея, как подробный предметный рассказ о трагических судьбах художественной интеллигенции Ленинграда. Мастера искусства блокадного города стали считать музей «А музы не молчали…» своим вторым домом. Подаренные ими редчайшие документы, художественные произведения и предметы быта легли в основу коллекции, в которой почти нет анонимных предметов. За каждым экспонатом стоит человек со своей неповторимой судьбой, побуждающей размышлять о смысле жизни, и это делает экспозицию более убедительной.
В течение всех 50 лет музей посещают жители и школьники Петербурга, а также гости из других регионов России и дальних стран. Из Японии, США и даже Австралии и Новой Зеландии. После экскурсии никто не торопится уходить, рассматривают экспонаты, играют на историческом рояле из Союза композиторов, пишут трогательные отзывы.

- Музыка тех далеких лет пахнет порохом, и в звуках «Седьмой» мы и сейчас слышим то, что слышали защитники Ленинграда… Не замолкала музыка в годы войны в городах-героях Москва, Сталинград… Звучала музыка и в катакомбах защитников Одессы, а вот музей об этом, о «немолчавших музах» пока что только ваш.

Композитор В. Баснер

- Кто посмеет сказать, что стремящийся к свету искусства даже в трудные дни, даже в темной военной ночи не будет услышан?

Американский поэт Джон Брэд Морвуд.

- Считаю, что музей «А музы не молчали…» – это памятник мужества, стойкости и любви блокадного Ленинграда – имеет значение для всей нашей Родины, как неоценимый памятник патриотизма тех, кто отстоял Отчизну в суровых испытаниях Великой Отечественной войны, и тех, кто своими детскими ручонками обессмертил подвиг... Патриотический труд школьников города Ленинграда, строивших музей!

Режиссёр Ефим Учитель, автор фильма 1943г «Ленинград в блокаду».

- Дорогие друзья! Я получил огромное удовольствие от работы в этом удивительном месте, от всего, что я здесь увидел. Ваш музей так не похож на все остальные музеи такого рода; он настолько впечатляет, что и сам начинаешь заражаться энтузиазмом преподавателей и учеников.

Грегор Новинский.
Фильм Поинт Стокгольм. Швеция.
Создатель документального фильма « Белые птицы на черном небе».
Проект шведского образовательного телеканала





- Потрясен вашим музеем, его документальной и психологической точностью. Музыка, живопись, искусство в блокаду - во многом белая страница, которую надо заполнить, прежде всего, для детей и внуков. Долгих лет достойному и самоотверженному коллективу. Спасибо.

Александр Городницкий.

- Экспозиция потрясает, опять начинаешь верить, что люди могут быть братьями, щедрыми, самозабвенными, прекрасными!!! Спасибо вам и даю слово, что буду пропагандировать ваш музей среди наших театров, это надо видеть!

Артистка БДТ Татьяна Тарасова

- Самое сильное мое впечатление о России - это то, что искусство в вашей стране очень близко к жизни. В ужасе блокады, в пограничном состоянии между жизнью и смертью не перестали заниматься искусством, и искусство помогло. Я чувствовала сущность человеческую, мне казалось, что я прикоснулась к смыслу искусства, которого в Японии мне не хватает.

Кадзцуэ, Япония, студентка Консерватории.

- Здесь собраны вещи, которые вобрали в себя уникальную победительную идею: сопротивление через искусство. Над музеем Блокады все еще слышен шум аплодисментов – это сотни людей при морозе минус 20 в зрительном зале в рукавицах аплодируют. Этот шум-шум крыльев птицы Феникс, которая возрождается вечно после смерти к жизни.

Анна.Тину,Румыния.

- Я пришёл в музей для исследования, проводимого телеканалом ВВС в рамках документального телесериала «Век людей». Этот сериал посвящён событиям 20 века, как их видели простые люди в разных странах мира. Мы уделяем особое внимание и Седьмой симфонии Шостаковича, которая является символом сопротивления ленинградцев в период с 1941 по 1944 год. Я очень рад, что открыл для себя этот музей, который хранит свидетельства борьбы народа за поддержание живого искусства во времена, когда судьба многих висела на волоске от смерти. Я потрясён той решимостью, с которой ленинградцы поддерживали высокий уровень искусства в тяжелейшее для них время. Музей – это настоящее хранилище человеческой памяти, и он помогает нам полвека спустя понять, что значит выжить или попытаться выжить во время блокады. Спасибо!

Дж. Бридкат, Англия, режиссер.



Семьдесят семь лет, прошедшие с войны, – очень большой срок. Во время работы с молодежью нам приходится принимать во внимание эту огромную дистанцию, отделяющую современных школьников от блокадников и даже от школьников 80-90-х годов прошлого века, для которых общение со старшим поколением ветеранов было еще доступно. Мы меняем сложившуюся за многие годы работы музея тактику, но не стратегию. Используем актуализацию материала на экспозиции, индивидуальное и групповое погружение посетителей в музейное пространство, игровые формы на занятиях, рассказы о каждой вещи и судьбах людей, собственное творчество ребят в любой форме. В работе с молодежью нам помогает новая экспозиция музея, созданная в 2007г творческой мастерской Бориса Бейдера и оснащённая аудио- и видеоаппаратурой. В 2005 году после реконструкции школы на Пряжке музей переехал в новое пятиэтажное здание. Оригинальное композиционное решение пространства, высокие потолки, колонны, стеклянные витрины, много света и рядом старые документы, ветхие рукописи, пожелтевшие фотографии, яркий артистический реквизит и театральные костюмы - все это помогает воображению. Авторы экспозиции ставили перед собой цель – показать в музее не только «бедственный быт» того времени, а попытаться представить наполненную творчеством духовную жизнь блокадных лет, когда «…исчез, отхлынул быт. И смело в свои права вступило бытие…» (О. Ф. Берггольц), показать не «красивость» исторических экспонатов, а подлинную красоту: Экспозиция музея разворачивается по спирали от первого этажа к третьему и воспринимается как восхождение и преодоление, как строфа стихотворения О. Берггольц 1942 года:

Но странно: дни придут,
И чьи-то руки пепел соберут
Из наших нищих, бедственных времянок.
И с трепетом, почти смешным для нас,
Инесут в музей, пронизанный огнями,
И под стекло положат, как алмаз,
Невзрачный пепел, смешанный с гвоздями!

Первый этаж соединяет в себе несколько экспозиционных пространств: вестибюль с множеством скульптур, представляющих блокадников в разных эмоциональных состояниях; сцену с театральными декорациями, роялем и дирижерским пультом из Театра музыкальной комедии, уличным громкоговорителем на стене дома; зал временных выставок; и два зала с мемориальными комнатами: «Е.А.Линда и его коллег-основателей музея», и «Писательницы Т.В. Сталевой с героями ее книг о блокаде». Пространства 2 и 3 этажей интерактивны и интегрированы. Эстрада с концертным роялем, укромные уголки, ниши, в которых созданы интерьеры, в которых можно чувствовать себя свободно: отдыхать, работать, музицировать. Письменные, журнальные и шахматный столики, ученическая парта, книжные шкафы с книгами, рояли – все доступно посетителям. За круглым столом Ольги Берггольц хорошо сидеть, думать, читать книги, которые находятся здесь же на столе и рядом в шкафах. Старинный рояль фирмы Beсhstein из Союза композиторов, о котором существует легенда, что костяшки его клавиш еще помнят прикосновения рук, Дмитрия Шостаковича и многих других знаменитых музыкантов, звучит и сейчас на экскурсиях и концертах, и каждый может к нему прикоснуться. Разнообразие света в помещениях рождает массу ощущений: от присутствия в праздничном концертном зале до чувства одиночества и обособленности от всего мира при свете настольной лампы. Музыкальная аппаратура позволяет слушать радиохронику и грамзаписи. Нам кажется, что семь тысяч экспонатов, тщательно отобранные и представленные в залах музея, дают представление о духовной жизни ленинградцев в условиях города-фронта. На передовых позициях и в воинских частях, при нехватке специалистов и всего необходимого для работы, под бомбежками и обстрелами, в ледяных квартирах, во мраке, а самое главное – без еды. «Когда, как писал в воспоминаниях о блокаде Д.С. Лихачев, разверзлись небеса, и в небесах был виден Бог. Его ясно видели хорошие. Совершались чудеса… Человеческий мозг умирал последним… Когда переставали действовать руки, ноги, пальцы не застегивали пуговицы… мозг продолжал работать. Люди писали дневники, философские сочинения, научные работы, искренне, от души мыслили, проявляли необыкновенную твердость, не уступая давлению, не поддаваясь судьбе и тщеславию…». На подиуме в зале Седьмой симфонии Д. Шостаковича, которую автор посвятил родному городу – «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю седьмую симфонию», представлены концертный фрак и дирижерская палочка Элиасберга, афиша первого исполнения симфонии, рукописные ноты, музыкальные инструменты исполнителей и их личные вещи, стулья и нотный пульт из Большого зала филармонии. Музей собрал уникальные материалы о симфонии и представляет их в полном объеме. Это фотографии и жизнеописания всех музыкантов-исполнителей; библиотекарей и переписчиков нот, мастеров по ремонту музыкальных инструментов, работников зала, участвовавших в подготовке концерта. Учителя и ученики разыскали легендарного летчика В. Литвинова и членов его экипажа, доставивших в июле симфонию в Ленинград, а также артиллеристов 14-го полка 42-ой армии, защищавших небо Ленинграда от фашистского обстрела в часы премьеры Седьмой. До сих пор уточняются судьбы, имена, факты, собираются дневники и воспоминания исполнителей. Недавно получены документы о двух альпинистах-маскировщиках золотых куполов и шпилей Ленинграда – оказавшихся также музыкантами легендарного оркестра. Все авторы, пишущие об этой блокадной премьере, пользуются нашими материалами, которые уже давно стали известны миру. Имя Дмитрия Шостаковича, которое присвоено школе в 1996г., объединяет весь музей. Представлены документы его близких, учеников и учителей, современников композитора. Эти известные всей стране, талантливые, «свободные», по словам О. Берггольц, люди оставили после себя яркий след в истории. Их мысли, взгляды и поступки помогают вести с молодежью серьезный разговор о смысле жизни, о гуманизме и свободной воли человека, точнее расставить важные для сегодняшнего дня нравственные акценты. По материалам музея написаны книги и научные работы, созданы пьесы, произведения музыкального и изобразительного искусства. Экспозиция музея была использована при создании нескольких документальных и художественных фильмов, в частности, об Ольге Берггольц. Среди них фильм режиссера Людмилы Шахт «Ленинградка», за создание которого автор получила литературную премию им. Бориса Корнилова. Художественная картина «Мы смерти смотрели в лицо» режиссера Н. Бирмана, с артистом О. Далем в роли фронтового балетмейстера А.Е. Обранта, была создана по повести Ю. Яковлева «Балерина политотдела», после общения писателя с участниками ансамбля Обранта в музее. Московская писательница Тамара Сталева, большой друг музея, собрав воспоминания известнейших деятелей культуры, которые были детьми в блокаду, выпустила сборник документально-художественных очерков с удивительным названием: «Блокадных детей просветленные лица». Эта книга о детях, которые вопреки обстоятельствам, читали книги, сочиняли стихи и музыку, рисовали, вышивали, выступали с концертами перед ранеными. Они выжили, потому что им помогали взрослые, и они могли занимать себя любимым делом. Герои книги передали свои документы и материалы в наш музей, так у нас появилась одноименная экспозиция, посвященная детям блокады и их матерям. Пространство этого зала наполнено мемориальными вещами, предметами детского творчества и быта, связанными с учебной и игровой деятельностью. Парта, школьная доска, письменный стол с трогательными принадлежностями (чернильницы и перьевые ручки, первый портфельчик и меховая муфточка, валенки и шапочка), тетрадки и учебники, краски и мольберты с одной стороны,– и детские игрушки (купленные и самодельные, ставшие для многих талисманами); вышивки и кружева; нитки, иголки, крючки и спицы; распашонки и чепчики; ёлка с старинными игрушками; коньки-снегурки; лото, шашки и шахматы, настольный бильярд, фотографии и еще многое другое. Особое место в экспозиции занимают книги, которые были союзниками детей, часто спасали от одиночества. Дети покупали книги и брошюрки; когда была возможность, брали у соседей и в школьных библиотеках, перечитав все свои; спасали их во время пожаров и переездов на другие квартиры, вели записи и даже читательские дневники. В зале представлены книги, фотографии и документы, переданные в музей детьми блокады Ю. Маретиным, В. Инчиком, А. Молчановым и др., их вещи, книги, рассказы и стихи, самодельные рукописные книжки Бориса Калаушина. Тёплый, домашний и даже уютный мир. Но всё это вступает в конфликт с картинами художника Л.Г. Симонова из серии «Песнь скорби», находящимися в зале, на которых навечно остановлены леденящие мгновенья блокадной трагедии зимы 1941-42гг. Соединение этих двух антагонистических реальностей создаёт тот фантастический мир, о котором рассказывает музей: когда, казалось бы, абсолютно невозможное творчество было в жизни детей блокады! Картины подарены музею самим художником, который 12-летним мальчиком с матерью и сестрой бежал от фашистов из-под Чудова и оказался в осаждённом городе без всяких средств и жилья. В течение всех 50 лет в музее с увлечением работают школьники разных возрастов. Старшеклассники так же, как и их предшественники, изучают документы и с огромным желанием готовят экскурсии. Малыши не отстают от них: участвуют в концертах и экскурсиях, записывают истории экспонатов, рисуют и лепят. У музея есть свой гимн, созданный разными поколениями музейщиков. Работают клубы по интересам, кружки и внеурочная деятельность. Ежегодно в школе проводится «Неделя Д.Д. Шостаковича», (с 1971), устраиваются музейные вечера на материалах фондов музея из цикла «Ленинградские интеллигенты» (с 1985), спектакли мемориального музейного театра «Блистательный Санкт-Петербург» (1990–2005), открытые музейные чтения «Поиск, находки, открытия» (с 2013), международный конкурс-фестиваль детского музыкального творчества им. Д.Д. Шостаковича (с 1992). Музей в течение многих лет участвует в различных конференциях: «Война. Блокада. Ленинград», «Музей открывает фонды», «История одного экспоната» и др. межмузейных и международных выставках («Это было в Ленинграде», Антверпен, 1994; «Предметы и звуки трагедии», Милан,2003г. , «70 мелодий Победы», Москва, 2015; и др.). В 1983 году музей получил звание «народного», стал лауреатом Всероссийских и городского конкурсов школьных музеев (2000г, 2005г, 2010г), лауреатом Золотой Книги Санкт-Петербурга (2008г), дипломантом и призером Всероссийского конкурса Александр Невский (2012, 2013гг). Изначально являясь одним из образовательных центров школы, музей во многом определяет ее деятельность и в наше время, когда он стал официальным структурным подразделением. В 2015г. коллективом школы была подготовлена «Программа социального проектирования для гетерогенных групп учащихся», в которой спланирована особая деятельность пяти-шестиклассников в музее «А музы не молчали…». С нового 2017г-18 учебного года школа становится региональной экспериментальной площадкой, и значительная часть ее деятельности будет связана с созданием образовательных путешествий и подготовкой виртуальных экскурсий по материалам музея «А музы не молчали…». Хочется добавить, что изучение истории района Старой Коломны, ее домов и жителей, с такой любовью и интересом начатое школьниками далекого 1963года, продолжается и сейчас. Совместно с новыми учениками нами недавно создан туристский военно-исторический маршрут «Наши стены шепчут, бормочут, кричат», пролегающий по набережным рек Мойки, Пряжки, ул. Декабристов, Писарева, пр. Маклина, вокруг школы № 235 им. Д.Д. Шостаковича и народного музея культуры и искусства блокадного Ленинграда «А музы не молчали…». Он называется: «Музейный квартал «Эти старые дома в годы войны и блокады Ленинграда». Теперь в коллекции музея более 22 тысяч предметов и документов. Он ежедневно открыт для жителей и школьников города и его гостей. В год музей посещают 5000–7000 человек, проводится около 600 экскурсий. Такая постоянная многообразная деятельность оказалась возможной благодаря преемственности, существующей среди руководителей музея. Учителем физкультуры Е.А. Линдом и журналисткой Н.Н.Паперной, (авторами идеи музея), и их преемниками-директорами школы П.М. Макаровым, А.А. Берковичем, Е.А. Антонович, С.Н. Корольковой и Т.В. Стаховским. Завучами Е.С. Сидельковской, Л.И. Струковой, А.Г. Ковровой, О.Д. Копыловой и многими учителями. Особенно хочется отметить всей душой преданных любимому делу, А.В. Углову, З.Б. Корганову и рано ушедшую из жизни всеми любимую учительницу литературы Лилю Семеновну Карачунскую и многих-многих других. С 2013 года школьный народный музей « А музы не молчали…» является ассоциированным членом Союза музеев России. Текст составлен О.Г Прутт руководителем народного школьного музея «А музы не молчали…» с 1986 года и О.С. Ионовой, музейный педагогом 2010-2017г.